Развитие холодильной техники в настоящее время находится под влиянием трех определяемых экологическими проблемами взаимосвязанных факторов:
- требований Монреальского протокола о прекращении потребления веществ, разрушающих озоновый слой и о временном и количественном ограничении применения веществ переходной группы, имеющих малый потенциал разрушения озонового слоя (ОDP);
- требовании Киотского протокола к «Рамочной конвенции ООН об изменении климата» о регулировании эмиссии парниковых газов (веществ, имеющих высокий потенциал глобального потепления - GWP), к которым относятся широко применяемый хладагент R134a и многие другие вещества, используемые в холодильной технике;
- традиционного требования к повышению энергоэффективности всех видов холодильной техники, что обусловлено растущей конкуренцией на отечественном рынке и положениями определенных законов «Об энергоэффективности» и требованиями стандартов об обязательном определении и информировании потребителей о классе энергоэффективности холодильных установок.
Немаловажными факторами успешного внедрения новых хладагентов являются наличие отечественного производства как самих веществ, так и компрессоров, предназначенных для работы на них, и возможность экспорта холодильной техники, работающей на таких веществах.
Хладагенты, отвечающие перечисленным требованиям, найти практически невозможно, поэтому в каждом отдельном случае выбирают хладагент с учетом конкретных условий работы холодильной машины, и предпочтение следует отдавать таким, которые удовлетворяют принципиальным и определяющим требованиям.
Альтернативными веществами могут быть чистые (простые) вещества и смеси. Предпочтение отдается прежде всего чистым веществам.
По термодинамическим свойствам пропан (R290) схож с ГХФУ R22, так что в ряде случаев его можно использовать как хладагент прямого замещения в устройствах, изначально спроектированных для работы с R22. При этом плотность пропана почти в десять раз меньше, то есть, тот же объем пропана, заправленного в систему, будет весить меньше.
Сравнение рабочих параметров устройств, заправленных R290 и R22, показало, что системы с R290 имеют несколько более высокую эффективность.
R290 имеет более высокую удельную холодопроизводительность по сравнению с альтернативами на основе ГФУ, смешивается с минеральными маслами, работает при более низких температурах нагнетания компрессора и обладает лучшей теплопередачей.
Фактор, тормозящий более широкое применение углеводородных хладагентов — их огнеопасность. Европейские и международные стандарты ограничивают использование углеводородных хладагентов устройствами, уровень заправки хладагента в которых не превышает 1 кг. Таким образом, сфера применения пропана — малые автономные устройства и системы на вторичных хладоносителях.
Согласно стандарту ISO 817, УВ-хладагенты, к которым принадлежит и пропан (R290), относятся к классу опасности A3 — низкотоксичные с высокой горючестью.
Способность к воспламенению — основной фактор опасности при использовании R290 в качестве хладагента.
Следует отметить, что почти все хлор- и фторсодержащие хладагенты также горючи, однако при их сгорании образуются ядовитые вещества, при сгорании же углеводородов образуются углекислый газ и водяной пар.
GWP R-22 – 1700
GWP R-290 – 3
R290 можно рассматривать как альтернативный хладагент для замены R22, в частности, в торговых автоматах. Пропан считается перспективным хладагентом для бытовых сплит-систем. При содействии Многостороннего фонда Монреальского Протокола компания Gree в Китае приступила к опытному производству таких кондиционеров. Позже выпуск подобной продукции начали другие китайские производители. Индийская компания Godrej & Boyce Mfg. Co. Ltd. также приступила к производству сплит-систем, использующих пропан.
Нашими специалистами, компании «Верконт Сервис», ведется обучение по специальному курсу, направленному на применение в системах кондиционирования альтернативных хладагентов:
А также делается акцент, на работу с фтор и хлор содержащими хладагентами, согласно требованию Монреальского и Киотского протокола, при обучении на курсах:
СП1 - Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования
СК3 - Сервис и техническое обслуживание систем кондиционирования и вентиляции (СК3)
Источник:
http://i-mikro.ru/zamena_hladagentov_v_deystvuyuschem
http://hvaccenter.ru/propan_r290_primenenie