Обучение и профессиональная подготовка специалистов климатического бизнеса в Москве | Верконт сервис
Блог

Сервисное обслуживание бытовых холодильных приборов

Замкнутый герметичный контур в системах бытового охлаждения:

Первые шаги

Холодильный контурПеред началом работы с любой системой охлаждения необходимо провести предварительный осмотр холодильного контура на наличие явных неисправностей:

  • Замерить температуру фильтра-осушителя
  • Замерить уровень шума мотора-компрессора
  • Выяснить, справляется ли компрессор с отводом теплоты?
  • Обратить внимание на наличие «намерзания» на испарителе.
  • Определить производительность мотора-компрессора
  • При нехватке хладагента (утечка) место входа хладагента в конденсатор теплое, место выхода – холодное
  • При наличии большого количества инея на испарителе перенос теплоты через конденсатор сильно затрудняется
  • При низкой производительности мотора-компрессора перенос теплоты затруднен.

 

Установка холодильной/морозильной камеры

Очень важно, чтобы холодильная/морозильная камера была установлена в том месте, где существует достаточное количество пространства для нормальной циркуляции воздушного потока. Этот выбор зависит от размеров холодильного агрегата и места его сборки. Следует избегать установки холодильника вблизи источников обильных тепловыделений.

Необходимо постоянно иметь доступ к стенке конденсатора для очистки от пыли. Не рекомендуется устанавливать холодильное устройство вплотную к стенке, так как это мешает циркуляции воздуха.

Управление двигателем

Все современные бытовые холодильники проектируются с некоторым запасом мощности. В силу этого обстоятельства, в обычных условиях они работают с перерывами. При достижении заданной температуры срабатывает термостатический датчик, и мотор-компрессор останавливается или запускается снова.

Существуют два различных типа управления включением и выключением двигателя:

  • Температурный контроль двигателя (Термостатный)
  • Запуск/отключение двигателя в зависимости от давления (сторона низкого давления)

 

Пример электрической схемы температурного контроля двигателя

Электрическая схема температурного контроля двигателя

1 Термостатический датчик на компрессоре 6 Лампочка холодильной камеры
2 Пусковая обмотка 7 Световой датчик, установленный на двери холодильника
3 Основная обмотка 8 Разъем для питания
4 Пускозащитное реле компрессора 9 Вентилятор конденсатора (опционально)
5 Термостат 10 Клеммная коробка

Сборка термостата и реле компрессора

Пространственное расположение компонентов компрессора:

Сборка термостата и реле компрессора

Термостатическое / температурное управление

В системах с температурным управлением двигателя установлен зонд, соединенный с помощью капиллярной трубки с перегородкой или гофрированной мембраной. В самом зонде содержится летучая жидкость, которая при нагревании расширяется, что ведёт к росту давления, а, соответственно, при охлаждении – наоборот. По мере остывания зонда давление падает и перегородка сужается. Перегородка соединяется с тумблером (переключатель), и после этого цепь замыкается. После полного остывания зонда диафрагма или гофрированная мембрана возвращается в исходное положение и цепь размыкается.

На многих холодильных установках предусмотрен ручной переключатель для включения и отключения системы охлаждения. В систему также может быть встроен предохранитель, который размыкает цепь при высоком напряжении.

Термостаты опционально могут соединяться с таймерами, контролирующими удаление «намерзания» инея на испарителе. Для бытовых холодильных устройств с морозильными камерами рекомендуются следующие рабочие температуры:

  • Вход испарителя Tвв= от -25°C до -26°C;
  • Выход испарителя Tвыв= -26°C.
    Перед заменой компрессора рекомендуется проверить состояние термостатического датчика. Для этого следует закоротить термостат, чтобы компрессор получал прямую подачу тока. Если компрессор запустился, это значит, что термостат неисправен и его необходимо заменить на новый.

 

Для выполнения своей непосредственной функции термостатический датчик (последние 100 мм капиллярной трубки) должен плотно прилегать к поверхности испарителя.

Во время замены термостатического датчика необходимо убедиться, что компрессор работает в нормальном режиме. Время остановки должно быть достаточным для уравнивания давления в системе.

Для измерения температуры внутри холодильной камеры следует использовать ртутный термометр и стакан воды. Использование  ртутного термометра
Испаритель не должен быть покрыт льдом полностью. Это затрудняет поглощение теплоты хладагентом из охлаждаемой области.Следует убедиться, что на поверхности испарителя находится небольшой слой инея и капли замерзшей воды. Испаритель не должен быть покрыт льдом полностью
Следует настроить термостатический датчик на температуру, незначительно превышающую средние показатели. Настройка термостатического датчика
Чтобы проверить подключение термостатического датчика, следует сравнить показатели температуры самого датчика в режиме работы/остановки с данными из тех. паспорта, прилагаемого к холодильнику. Сравнение температур

Работа системы охлаждения

 

Разгерметизация системы
Разгерметизация системы для контроля
показателей температуры и давления,
а также сбора хладагента.

Для стабильной работы и длительного срока службы в герметичном замкнутом контуре системы охлаждения должно присутствовать минимальное количество примесей, то есть влаги, посторонних газов и пыли. Во время сервисных и ремонтных работ следует учитывать этот факт и принимать соответствующие меры. Перед проведением ремонтных работ, особенно если для этого требуется разгерметизация системы, стоит убедиться, что остальные компоненты контура полностью исправны и работоспособны.

 

Разрез капиллярной трубкиЕсли первичный осмотр системы указывает на необходимость разгерметизации, следует выполнить следующее:

  • Для отслеживания показателей температуры и/или давления и соединений датчиков, необходимо поместить прокалывающие щипцы, соединенные с шлангами хладагента, на питающую трубку компрессора (см. рис. 1)
  • Для замены хладагента следует поместить щипцы (см. рис. 2) непосредственно на поверхность фильтра-осушителя (со стороны области высокого давления). Это позволяет собирать хладагент как со стороны нагнетания, так и со стороны всасывания. Кроме того, при механической блокировке капиллярной трубки хладагент переходит из области высокого давления в область с низким давлением.

 

После удаления хладагента из системы следует разрезать капиллярную трубку в области фильтра-осушителя (на расстоянии примерно 3 см от фильтра). Труборез следует применять осторожно, чтобы не деформировать трубку и избежать возникновения неровностей.

Если длина трубки конденсатора позволяет, при помощи трубореза можно отрезать и фильтр-осушитель.

Эта операция позволит удалить остатки влаги вместе с фильтром-осушителем.

Если длина трубки конденсатора не позволяет отделить фильтр-осушитель:

В целях обеспечения безопасности необходимо с помощью трубореза перерезать фильтр в области вывода. Удалить фильтр и тщательно прочистить стальную трубку вывода конденсатора с помощью проволочной щетки.
(1) Паяльная горелка
(2) Фильтр-осушитель
(3) Удаляемая часть фильтра
(4) Кусачки (труборез)
(5) Место обреза капиллярной трубки,описанное ранее
Разрез фильтра в области вывода

После этого к зажиму на питающей трубке подключается баллон с сухим азотом (N2).

Подключение баллона с сухим азотомРегулятор давления на баллоне с азотом устанавливается на показатель в 6 бар.

Через капиллярную трубку азот попадает в питающую трубку, компрессор, испаритель и конденсатор.

Продувка системы сухим азотом (N2)

Азот поступает в отрытую трубку конденсатора (ранее соединявшуюся с фильтром-осушителем) и капиллярную трубку. У обоих концов следует установить коллектор или держать тряпицы, т.к. оставшийся в компрессоре хладагент может выйти вместе с азотом. Азот продувает систему и «забирает» всю оставшуюся влагу. Процесс продувки также помогает устранить помехи внутри трубопровода.

Следует спланировать ремонтные работы так, чтобы система не находилась в разгерметизированном состоянии дольше 10-15 минут.

Сборка системы – герметизация

Во время сборки системы охлаждения не рекомендуется использовать автомобильные ниппели в связи с повышенным риском протечки.

Примечание: необходимо ликвидировать крупные утечки и обеспечить герметичность системы (холодильного контура) без использования резьбовых соединений.

Герметизация

Во время пайки фильтра-осушителя и капиллярной трубки, следует учитывать, что воздействие высокой температуры нежелательно для капиллярной трубки в связи с высоким риском оплавления, поэтому пламя горелки должно касаться только фильтра. Длина, на которую капиллярная трубка проникает в фильтр-осушитель, чрезвычайно важна для работы системы охлаждения.Установка фильтра

Рекомендуется устанавливать фильтр с дополнительной питающей трубкой (в области высокого давления).

Для пайки медных материалов рекомендуется использовать прутки (твердый припой) с фосфором и содержанием серебра от 1,5 до 4%. Для соединения меди и стали необходимо использовать прутки (твердый припой) с серебром, покрытые флюсом или флюсовой пастой.

Установка сбора хладогента  Необходимо тщательно чистить паяные швы металлической щеткой и проверять их состояние (внешний вид) с помощью специального зеркала.

Следует подключить соединительную муфту к стороне всасывания и нагнетания системы.

  • Подключить установку сбора хладагента и нагнетания к заранее подключенным муфтам.
    1. Сторона всасывания
    2. Сторона нагнетания
    3. Подключить баллон с азотом к установке
      Далее следует нагнетать давление в системе сухим азотом, удаляя газ из областей высокого и низкого давления, и довести давление в системе до значения в 6 бар.

Проверка на наличие утечек

Проверка на наличие утечек Проводится:

  1. Путем закрытия всех клапанов и снятия показателей измерительных приборов. Для выявления мелких утечек может понадобиться поддерживать систему под давлением до 24 часов. Снижение давления в системе указывает на наличие утечек.
  2. С помощью мыльной воды и щетки. Следует нанести воду на паяные швы. Появление мыльных пузырей указывает на наличие утечек.
    • Следует переносить все трубки аккуратно.
    • Покрыть паяные швы лаком.
    • Если в системе не обнаружено протечек, полностью откачать азот.

 

Вакуумизация и закачка хладагента в систему

Теперь можно произвести вакуумизацию и закачку системы. Для того чтобы свести содержание нежелательных газов и влаги в системе к минимуму, следует перед закачкой сделать очень тщательную вакуумизацию холодильного контура. Уровень вакуума проверяется с помощью специального измерителя.

Время вакуумизации:

  1. Время вакуумизации с одной части только нагнетательной трубки компрессора составляет 30 минут
  2. Минимальное время двухсторонней вакуумизации нагнетательной трубки компрессора и фильтра-осушителя составляет 15 минут. 
    Стабильность вакуума можно проверить, закрыв клапан вакуумного насоса. Если стрелка вакуумного манометра опускается, в системе возможна утечка или нарушены соединения шлангов сервисного оборудования к холодильной установке.

 

После достижения абсолютной вакуумизации следует закрыть клапан манометра и начинать закачку хладагента.

Количество необходимого хладагента на паспортной табличке указано в граммах или унциях.

Процесс закачки:

  1. Закачать треть необходимого количества газообразного хладагента в систему охлаждения.
  2. Включить компрессор.
  3. Медленно добавить оставшийся хладагент.
  4. Проверить показания измерителя и работу системы.

 

Герметизация системы

 

  1. Герметизация системы Сжать нагнетательную трубку (трубки) щипцами. Необходима точная настройка.
  2. Спаять отверстия нагнетательных труб.
  3. Выждать, пока не затвердеет место спайки.
  4. Удалить щипцы.
  5. Пропаять место сжатия.


Проникающие клапаны
Одним из способов получения доступа внутрь герметичной системы является установка сервисных проникающих клапанов на всасывающей или на нагнетающей трубке (трубке, ведущей к конденсатору).

 

Проникающий клапан показан на рисунке ниже. Разработано множество вариантов исполнения таких устройств; они поставляются большинством известных производителей холодильного оборудования. Подобные клапаны предназначены для получения доступа в герметичные системы и необходимы для проведения технического обслуживания, но не должны использоваться в качестве постоянных клапанов.

Схема устройства проникающего клапана (резьбовое проникающее соединение)

Схема устройства проникающего клапана

Примеры проникающих клапано и вариантов установки

Проникающий клапан Проникающий клапан
Установка проникающего клапана

Контрольные вопросы:

  1. В чём заключается предварительный осмотр системы бытового охлаждения?
  2. При каких неисправностях холодильного контура затрудняется перенос теплоты по системе?
  3. Почему холодильники работают с перерывами?
  4. Назначение термостатического датчика, установленного на компрессоре.
  5. Чем опасно увеличение длины капиллярной трубки внутри фильтра-осушителя?
  6. Как возможно быстро проверить систему на наличие утечек?
  7. Опишите процесс закачки хладагента.
  8. Зачем нужны проникающие клапаны?
Оставьте комментарий
captcha
О НАС

Подготовка специалистов для климатического, холодильного и строительного бизнеса.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Для тех, кто заинтересован регулярно (не чаще 1 раза в 2 недели) получать наши новостные рассылки