В работе любой холодильной техники важнейшим элементом является хладагент, свойства которого определяют тип, состав и область применения холодильной установки.
К озоноразрушающим веществам относятся наиболее распространенные в холодильной технике хладагенты. Их озоноразрушающая активность определяется наличием атомов хлора в молекуле и оценивается потенциалом разрушения озона ODP (Ozon Depletion Potential), принятым за единицу для R11 и R12. По степени озоноразрушающей активности хладагенты разделены на три группы:
- Хладагенты с высокой озоноразрушающей способностью (ODP >. 0,1) - хлорфторуглероды ХФУ: R11, R12, R502 (международное обозначение CFC: CFC11, CFC12, CFC502) и др.
- Хладагенты с низкой озоноразрушающей активностью (ODP < 0,1) - гидрохлорфторуглероды ГХФУ: R22, R142B (международное обозначение HCFC: HCFC22, HCFC142B) и др.
- Все хладагенты, не содержащие атомов хлора, считаются полностью озонобезопасными (ODP = 0) и являются альтернативными хладагентами. К ним относятся хладагенты R134a, R404A, R407C, диоксид углерода СО , вода, углеводороды, R290 (пропан), R600A (изобутан) и др., а также природные хладагенты, R717 (аммиак).
Список хладагентов, на ввоз которых нужно разрешение
Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК)№30 от 16.03.2021г. вводится разрешительный порядок ввоза/вывоза на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза гидрофторуглеродов (ГФУ) из списка F (см. табл. 1), утвержденного на международном уровне в рамках Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу принятой 15 октября 2016. Целью данного соглашения, как утверждается, является минимизация эмиссии газов с высоким индексом потенциала глобального потепления (GWP).
Таблица 1. Список F веществ, для которых установлен разрешительный порядок ввоза
Наименование товара |
Код ТН ВЭД ЕАЭС |
||
Формула |
Вещество |
Название |
|
Группа I |
|||
CHF2CHF2 |
ГФУ-134 |
1,1,2,2-тетрафторэтан |
Из 2903 39 290 0 |
CH2FCF3 |
ГФУ-134а |
1,1,1,2-тетрафторэтан |
2903 39 260 0 |
CH2FCHF2 |
ГФУ-143 |
1,1,2-трифторэтан |
из 2903 39 290 0 |
CHF2CH2CF3 |
ГФУ-245fa |
1,1,1,3,3-пентафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CF3CH2CF2CH3 |
ГФУ-365mfc |
1,1,1,3,3-пентафторбутан |
из 2903 39 290 0 |
CF3CHFCF3 |
ГФУ-227ea |
1,1,1,2,3,3,3-гептафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CH2FCF2CF3 |
ГФУ-236cb |
1,1,1,2,2,3-гексафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CHF2CHFCF3 |
ГФУ-236ea |
1,1,1,2,3,3-гексафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CF3CH2CF3 |
ГФУ-236fa |
1,1,1,3,3,3-гексафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CH2FCF2CHF2 |
ГФУ-245ca |
1,1,2,2,3-пентафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CF3CHFCHFCF2CF3 |
ГФУ-43-10mee |
1,1,1,2,2,3,4,5,5,5-декафторпентан |
из 2903 39 290 0 |
CH2F2 |
ГФУ-32 |
дифторметан |
2903 39 210 0 |
CHF2CF3 |
ГФУ-125 |
пентафторэтан |
из 2903 39 240 0 |
CH3CF3 |
ГФУ-143a |
1,1,1-трифторэтан |
из 2903 39 240 0 |
CH3F |
ГФУ-41 |
фторметан |
из 2903 39 290 0 |
CH2FCH2F |
ГФУ-152 |
1,2-дифторэтан |
из 2903 39 290 0 |
CH3CHF2 |
ГФУ-152a |
1,1-дифторэтан |
2903 39 250 0 |
Группа II |
|||
CHF3 |
ГФУ-23 |
трифторметан |
2903 39 230 0 |
Данное Решение, вступившее в силу 18.04.2021г., помимо самого факта своего появления, имеет ряд существенных недочетов:
- ГФУ приравнены к озоноразрушающим веществам. К ним теперь применяются столь же жесткие ограничения при производстве и импорте/экспорте, как и при обращении с озоноразрушающими веществами;
- Не предусмотрен достаточный переходный период (от принятия Решения 30, до того как на таможне стали требовать лицензии на ввоз и вывоз было дано 32 дня). Тем самым, как бизнесу, так и контролирующим госструктурам РФ не было дано возможности подготовиться к введению в действие ограничений по ввозу/вывозу ГФУ;
- Под ограничения попал самый экологичный из доступных сегодня хладагентов R32, GWP которого в три раза ниже, чем у R22.
Последствия не заставили себя долго ждать – задержка оборудования с моногазами на границе привела к огромным убыткам для бизнеса и недоплаченным налогам на прибыль и НДС в бюджет страны. По предварительным оценкам, потери бюджета составили миллиарды рублей.
Парадоксы ситуации. А что будет дальше?
Необходимо отметить, что введение новых правил выдачи разрешений привели к парадоксальной ситуации – продать оборудование с ГФУ из РФ в страну ЕАЭС (или другую страну ближнего зарубежья) стало существенно дороже и хлопотнее, чем, например, из стран ЕС, где введен уведомительный порядок экспорта ГФУ. Прошло чуть более месяца после вступления в силу Решения ЕЭК №30, но уже сейчас можно уверенно констатировать критическое падение конкурентоспособности российского бизнеса на зарубежных рынках.
В связи с вышеизложенным, возникает законный вопрос: «А что дальше?»
А дальше, судя по всему, будет создаваться система распределения квотирования ввоза/производства ГФУ.
Если посмотреть на опыт Европы, применяющей регулирование ГФУ уже несколько лет, нам предстоит создать и внедрить систему распределения квот, основанную на эквиваленте СО2.
В рамках этой задачи представляется целесообразным:
- составить план-график вывода из обращения ГФУ с наиболее большими GWP;
- отработать процедуру получения и передачи квот между хозяйствующими субъектами;
- ввести отчетность по использованию квот;
- упростить/упразднить процедуру экспорта оборудования с ГФУ;
- принять необходимые для экономики страны исключения, прежде всего – в оборонной и атомной промышленности, медицине, транспорте, в производстве полупроводников и оборудования, работающего при температурах ниже -50С;
- исключить из системы лицензирования предприятия малого бизнеса.
Данные требования к перспективному регулированию оборота ГФУ ясно показывают отличия от регулирования оборота озоноразрушающих веществ.
Очевидно, что практика применения единых требований к обороту озоноразрушающих веществ и ГФУ приводит и будет приводить в дальнейшем к серьезным проблемам для производителей и торговых организаций в сфере строительства, климатического и холодильного бизнеса.
Всё более насущной становится необходимость юридически оформленного разделения требований к озоноразрушающим веществам и к ГФУ. Это просто необходимо для минимизации издержек бизнеса и государства по мере введения всё более жёстких требований к производству и трансграничному обороту ГФУ, обусловленных выполнением обязательств в рамках Кигалийской поправки Монреальского протокола.
Приглашаем вас на обучение по направлениям:
СК3 - Сервис и техническое обслуживание систем кондиционирования и вентиляции
Курсы по вентиляции и кондиционированию — это уникальный шанс сделать апгрейд своих знаний и навыков до уровня «виртуоз». Курсы по ремонту кондиционеров рассчитаны на абитуриентов с различным уровнем знаний и профессиональной подготовки.
СК1 - Монтаж бытовых, полупромышленных и промышленных систем кондиционирования и вентиляции
Данный курс в первую очередь будет полезен для сотрудников монтажно-сервисных служб и рабочего персонала связанного с системами вентиляции и кондиционирования воздуха.
СП1 - Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования
Даже если у Вас нет опыта работы по ремонту и обслуживанию климатического оборудования, Вы можете пройти обучение в нашем центре, получить эту весьма востребованную профессию и затем без труда устроиться на работу.
МП1 - Монтаж кондиционеров и систем вентиляции
В настоящее время возрастает востребованность профессии «Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации». Потребность в такой профессии постоянно растет.
Подробнее о датах практических занятий Вы можете узнать в разделе Расписание.
Источник: https://mir-klimata.info/30119-2/