Принцип работы любого кондиционера основан на свойстве жидкостей поглощать тепло при испарении и выделять его при конденсации. Чтобы понять, каким образом происходит этот процесс, рассмотрим схему кондиционера и его устройство.
Хладагент(фреон) — рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении (испарении) отнимает теплоту от охлаждаемого объекта и затем после сжатия передаёт её охлаждающей среде за счёт конденсации или иному фазовому переходу (воде, воздуху и т. п.).
Схема. Распределение рабочего давления в холодильном контуре кондиционера(R22)
Основными узлами любого кондиционера являются:
- компрессор — сжимает хладагент и поддерживает его движение по холодильному контуру;
- конденсатор — радиатор, расположенный во внешнем блоке. Название отражает процесс, происходящий при работе кондиционера — переход хладагента из газообразной фазы в жидкую (конденсация);
- испаритель — радиатор, расположенный во внутреннем блоке. В испарителе хладагент переходит из жидкой фазы в газообразную (испарение);
- ТРВ (терморегулирующий вентиль) — понижает давление хладагента перед испарителем;
- вентиляторы — создают поток воздуха, обдувающего испаритель и конденсатор. Используются для более интенсивного теплообмена с окружающим воздухом.
Компрессор, конденсатор, ТРВ и испаритель соединены медными трубами и образуют холодильный контур, внутри которого циркулирует смесь хладагента с небольшим количеством компрессорного масла.
В процессе работы кондиционера происходит следующее. На вход компрессора из испарителя поступает газообразный фреон под низким давлением в 3...5 атмосфер и температурой 10...20 °С. Компрессор кондиционера сжимает хладагент до давления 15...25 атмосфер, в результате чего фреон нагревается до 70...90 °С, после чего поступает в конденсатор.
Благодаря интенсивному обдуву конденсатора, хладагент остывает и переходит из газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла. Соответственно, воздух, проходящий через конденсатор, нагревается.
На выходе конденсатора фреон находится в жидком состоянии, под высоким давлением и с температурой на 10...20 °С выше температуры атмосферного (наружного) воздуха. Из конденсатора теплый хладагент попадает в терморегулирующий вентиль (ТРВ), который в простейшем случае представляет собой капилляр (длинную тонкую медную трубку свитую в спираль). На выходе ТРВ, давление и температура фреона существенно понижаются, часть хладагента при этом может испариться.
После ТРВ смесь жидкого и газообразного фреона с низким давлением поступает в испаритель. В испарителе жидкий фреон переходит в газообразную фазу с поглощением тепла, соответственно, воздух, проходящий через испаритель, остывает. Далее газообразный хладагент с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется. Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера и не зависит от его типа, модели или производителя.
Рабочее давление в холодильном контуре зависит от многих факторов, в том числе от модели(производительности ) кондиционера и от типа используемого хладагента.
Измерение рабочего давление необходимо производить в режиме тест. (Режим охлаждения. Максимальная скорость вентиляторов. В случае инверторного типа – максимальные обороты компрессора). При этом кондиционер должен находиться в данном режиме не менее 10 минут.
Диапазон рабочих температур и давления в зависимости от типа хладагента и режима работы
Приглашаем вас на обучение по курсам:
Даже если у Вас нет опыта работы по установке климатического оборудования, Вы можете пройти обучение в нашем центре, получить эту весьма востребованную профессию и затем без труда устроиться на работу.
СК1 - Монтаж бытовых, полупромышленных и промышленных систем кондиционирования и вентиляции
Данный курс в первую очередь будет полезен для сотрудников монтажно-сервисных служб и рабочего персонала связанного с системами вентиляции и кондиционирования воздуха.
Подробнее о датах практических занятий Вы можете узнать в разделе Расписание.