Холодильная витрина - как следует из названия, холодильные витрины представляют собой гибрид обычного холодильника и торговой витрины и предназначены в первую очередь для продуктовых магазинов.
Схема работы холодильной машины
Охлаждение в холодильной машине обеспечивается кипением и конденсацией, а также непрерывной циркуляцией хладагента в замкнутой системе. Кипение хладагента происходит при низких давлении и температуре, а конденсация — при высоких давлении и температуре. Принципиальная схема компрессионного цикла охлаждения показана на рис. 1. На участке 1–1 хладагент находится в парообразном состоянии, с низкими давлением и температурой.
Рис.1. Схема холодильного цикла
Парообразный хладагент всасывается компрессором, который повышает давление хладагента до 15…25 атм и температуру до 80…100 °C (участок 2–2).
Далее в конденсаторе горячий парообразный хладагент охлаждается и конденсируется, т.е. переходит в жидкую фазу.
Конденсатор может быть либо с воздушным, либо с водяным охлаждением, в зависимости от типа холодильной системы. На выходе из конденсатора (точка 3) хладагент находится в жидком состоянии при высоком давлении. В конденсаторе пары хладагента охлаждаются до температуры конденсации и конденсируются. Температура жидкости на выходе из конденсатора оказывается ниже температуры конденсации на величину, называемую переохлаждением в конденсаторе.
Переохлаждение уже сконденсированного в конденсаторе хладагента предотвращает вскипание фреона в жидкостных магистралях до регулятора потока. Величина переохлаждения для конденсаторов с воздушным охлаждением составляет
5…8 °C.
Размеры конденсатора выбираются такими, чтобы температура конденсации получалась примерно на 10–20 °C выше температуры атмосферного воздуха. Затем жидкий хладагент с высоким давлением поступает в регулятор потока (терморегулирующий вентиль или капиллярную трубку), где это давление резко уменьшается. Часть жидкости при этом может испариться, переходя в парообразную фазу. Таким образом, в испаритель попадает смесь пара и жидкости (точка 4). Жидкость кипит в испарителе, отбирая тепло из окружающего воздуха, и вновь переходит в парообразное состояние.
Размеры испарителя выбираются таким образом, чтобы жидкость полностью выкипела внутри испарителя. Температура паров фреона на выходе из испарителя оказывается выше температуры кипения на величину так называемого перегрева в испарителе. Перегрев предотвращает попадание жидкого хладагента в компрессор. В случае попадания жидкого хладагента в компрессор возможно возникновение «гидравлического удара» и последующий выброс масла из компрессора, что может привести к повреждению компрессора. Величина перегрева в испарителях обычно составляет 5…8 °C. Перегретый пар выходит из испарителя (точка 1), и цикл возобновляется.
Таким образом, хладагент постоянно циркулирует по замкнутому контуру, меняя свое агрегатное состояние с жидкостного на парообразное и наоборот.
Все парокомпрессионные циклы холодильных машин включают участки с двумя уровнями давления. Выходы компрессора и регулятора потока являются разделительными точками между сторонами высокого и низкого давлений в холодильной машине. На стороне высокого давления находятся все элементы, работающие при давлении конденсации. На стороне низкого давления находятся все элементы, работающие при давлении кипения. Основными конструктивными элементами парокомпрессионного цикла охлаждения являются компрессор, испаритель, конденсатор и регулятор потока (капиллярная трубка, терморегулирующий вентиль). Эти элементы соединены между собой трубопроводами и представляют собой замкнутую систему, в которой циркуляцию хладагента осуществляет компрессор.
Кроме обеспечения циркуляции, компрессор создает в конденсаторе (на линии нагнетания) необходимое давление для конденсации хладагента при температурах наружного воздуха до 45–50 °C. Величина давления нагнетания за компрессором может доходить до 25…26 бар при работе на хладагенте R-407С и до 37…38 бар при работе на хладагенте R-410A.
Принцип работы холодильной витрины
Способ охлаждения продуктов в витрине напрямую зависит от особенностей её конструкции. В современных торговых точках применяется оборудование трёх основных разновидностей:
1. Типичный вертикальный многоступенчатый витринный шкаф. В нём воздух нагнетается через испаритель с помощью вентиляторов, расположенных в основании агрегата. Затем охлаждённая среда проходит вверх в заднюю перфорированную панель корпуса, которая позволяет воздуху диффундировать по продукту. Остальной воздух затем проходит в крышку ящика, из которого он выпускается вниз над передней частью продукта в виде воздушной завесы, образуя барьер между тёплой средой окружающего пространства и охлаждаемой выставочной площадкой. Затем воздух втягивается обратно в корпус через решётку для возвратного воздуха, расположенную в передней части базового блока.
2. Горизонтальная холодильная витрина. Это самая старая конструкция холодильного шкафа. Продукт укладывается в ящик до загрузочной линии, а затем завеса холодного воздуха проходит через верхнюю часть витрины. Однако из-за силы тяжести скорость воздушной завесы может быть уменьшена, что приведёт к потере теплого воздуха в решётке возвратного воздуха и уменьшению утечки холодного воздуха в проходы магазина. Поскольку этот корпус работает в основном с разницей в плотности завесы и окружающего воздуха, он используется в основном для демонстрации замороженных продуктов и мороженого.
3. Холодильная витрина для деликатесов или мясных блюд. Изменение вкусов потребителей с годами привело к тому, что продавец должен подавать холодное мясо, сыр и салаты без предварительной упаковки. Таким образом, покупатели могут выбрать именно то, что они хотят и в каком количестве, вместо того, чтобы покупать свежее мясо и деликатесы в фирменной упаковке.
Приглашаем вас на курсы ХП1 – Ремонт и обслуживание холодильного оборудования
На курсе вы обучитесь ремонтировать и производить диагностику холодильников, морозильных камер, ларей, а так же полупромышленных холодильных установок. По окончанию обучения Вы получите удостоверение установленного образца.
Подробнее о датах практических занятий Вы можете узнать в разделе Расписание.