Обучение и профессиональная подготовка специалистов климатического бизнеса в Москве | Верконт сервис
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог
Блог

Применение СО2 в холодильной промышленности

Применение СО2 в холодильной промышленности

Системы с использованием CO2 наиболее эффективны в следующих областях применения:

  • Промышленные системы охлаждения. Как правило, CO2 используется в каскадных установках как хладагент низкотемпературного каскада либо как летучий компонент рассола в контуре вторичного хладоносителя; 
  • Системы охлаждения пищевых продуктов и холодильного хранения в розничной торговле;
  • Тепловые насосы;
  • Транспортное холодильное оборудование.

Охлаждение в бытовых условиях

Несмотря на широкое распространение в сегменте промышленного и коммерческого холода (в том числе в малых установках коммерческого назначения, таких как торговые холодильники для напитков), в бытовых холодильниках CO2 в качестве хладагента пока не находит широкого применения. Это связано, в первую очередь, с ограниченным диапазоном рабочих температур в субкритическом цикле и высокими давлениями как в субкритическом, так и в транскритическом циклах.

Однако ряд свойств делает CO2 привлекательным для бытового применения. Так, в 2015 году на Всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений учащихся в США Гран-при в сфере эко-инжиниринга и специальный приз НАСА получил студенческий проект бытовой холодильной установки, использующей CO2 в качестве хладагента.

Прототип поддерживает в холодильной камере температуру до 3 °С, достаточную для кратковременного хранения большинства пищевых продуктов, при этом для охлаждения разогретого до сверхкритических температур CO2 используется водяной теплообменник, с помощью которого отводимое из холодильной камеры тепло нагревает воду для отопления и горячего водоснабжения.

Несмотря на то, что для CO2 используется более мощный компрессор, потребляющий больше электроэнергии, по сравнению с компрессорами холодильников на ГФУ-хладагентах, утилизация бросовой теплоты делает суммарное энергопотребление установки меньше, чем у традиционного холодильника на ГФУ.

Охлаждение в розничной торговле

В розничной торговле хладагент CO2 используется, как в небольших установках, таких как торговые автоматы и холодильники для напитков, так и в системах холодоснабжения целых магазинов, как каскадных, так и транскритических (в том числе бустерных).

Примером каскадной холодильной установки может служить система холодоснабжения супермаркета площадью 4800 м2, расположенного в Южной Африке.

В среднетемпературном каскаде (температура на выходе из испарителя –10 °C, температура конденсации 43 °C) используется ГФУ-хладагент R134a. Среднетемпературный каскад обеспечивает холодоснабжение двух многосекционных стеллажей холодильной мощностью 648,77 кВт.

CO2 используется как хладагент низкотемпературного каскада (температура на выходе из испарителя –32 °C, температура конденсации –5 °C), обслуживающего морозильную витрину холодильной мощностью 70,9 кВт.

По сравнению с системой на R404A, использовавшейся ранее, каскадная система на R134a/CO2 отличается намного меньшей заправкой фторсодержащим парниковым газом, увеличенной на 4,4 % холодопроизводительностью и сниженным на 55 % энергопотреблением.

Популярная сеть супермаркетов в Дании использует транскритические бустерные установки на CO2 в качестве типового решения для замены систем холодоснабжения на ГФУ-хладагенте R404A, в которых две степени охлаждения обеспечиваются двумя параллельно подключенными спиральными компрессорами .

Типовое решение представляет собой транскритические бустерные установки с инверторным управлением среднетемпературными компрессорами и низкотемпературными компрессорами постоянной производительности . Холодопроизводительность среднетемпературной ступени 28 кВт, низкотемпературной – 9 кВт.

Замена систем на R404A транскритическими бустерными системами на CO2 позволила снизить энергопотребление на величину до 10 %.

Хранение и производство пищевых продуктов

В системах охлаждения для промышленности (в том числе пищевой) CO2 используется либо в качестве хладагента ступени низкого давления, либо в качестве вторичного хладоносителя.

Примером эффективного и экологически безопасного оборудования могут служить холодильные машины на базе полугерметичных двухступенчатых винтовых аммиачных компрессоров, использующие диоксид углерода в качестве вторичного хладоносителя.

Применение СО2 повышает эффективность машины, так как теплообмен в испарителях проходит не только с нагревом жидкого хладоносителя, но и с частичным его кипением, что значительно увеличивает энергоемкость установки и уменьшает габариты оборудования, арматуры и трубопроводов.

Холодильные машины такой конструкции могут использоваться для заморозки, низко-, средне- и высокотемпературного хранения.

Практика показала значительное увеличение производительности и снижение энергопотребления при замене классических установок с насосной подачей хладагента на аммиачные холодильные машины, использующие CO2 как вторичный теплоноситель.

Так, по утверждениям производителя подобных установок, такая замена при модернизации склада с объёмом хранения 18 000 тонн позволила в среднем сократить энергопотребление на 31,1 %, обеспечивая максимальную экономию в наиболее жаркие месяцы весенне-летнего сезона. Использование же установок подобной схемы для холодоснабжения спиральных скороморозильных аппаратов вместо холодильных машин прямого испарения на R-22 на одном из предприятий обеспечило снижение потребляемой мощности на величину до 38 %.

В качестве примера каскадной системы можно рассмотреть холодильную установку для предприятия по переработке мяса птицы, произведенную в Дании и смонтированную на Ближнем Востоке (в Иордании). Одна из особенностей региона – значительные колебания температуры наружного воздуха в течение года.

Система состоит из высокотемпературного каскада на базе трех винтовых компрессоров, использующего в качестве хладагента аммиак, и низкотемпературного каскада на CO2. При монтаже была предусмотрена возможность увеличения производительности за счет установки дополнительных компрессоров в обоих каскадах.

Продукция замораживается при температуре около –40 °C в двух воздушных морозильниках. Процесс заморозки длится около 3 часов. Тушки птицы после забоя охлаждаются в холодильном туннеле, где циркулирующий CO2 поддерживает температуру около +1 °C. Водоохладитель с падающей пленкой охлаждается CO2, имеющим температуру –10 °C.

Охлаждение в транспорте

CO2 является перспективным хладагентом для применения в авторефрижераторах, прицепах-рефрижераторах и высокоэффективных контейнерах для смешанной перевозки.

Одно из решений, уже воплощенных в жизнь, – криогенные системы на сжиженном углекислом газе. В таких системах почти нет движущихся частей, требующих замены и обслуживания, что обеспечивает практически полное отсутствие шума. Сжиженный хладагент выпускается через распыляющие сопла в потолке трейлера, моментально переходя в газообразную форму и расширяясь с поглощением тепла. Возможен вариант, когда сжиженный углекислый газ проходит через змеевиковый или пластинчатый теплообменник, а выпарившийся газ выпускается наружу. В системах третьего типа твердая углекислота хранится в бункере по всей длине потолка и охлаждает воздух по мере таяния.

В 2012 году прошли ходовые испытания системы охлаждения на CO2 для универсальных грузовых контейнеров. Испытания продолжались 29 дней, в течение которых холодильные установки транскритического цикла работали при температурах от –22 до +13 °С на маршрутах, проходящих по Атлантическому и Тихому океанам, и подтвердили свою пригодность как экологически безопасного варианта при перевозке охлажденных продуктов. Благодаря использованию запатентованного многоступенчатого компрессора, привода переменной скорости, газового охладителя и расширительного бака энергоэффективность такой системы оказалась равной показателям самых эффективных промышленных установок.

Бытовые кондиционеры, осушители воздуха и тепловые насосы

На 9-й Конференции по природным рабочим веществам, организованной Международным институтом холода (IIR) и посвященной памяти Густава Лоренцена, был представлен доклад о разработке компактного моноблочного кондиционера воздуха, работающего в транскритическом цикле и использующего CO2 (R744) в качестве хладагента. Устройство номинальной холодильной мощностью 35 кВт предназначено для кондиционирования защитных сооружений (бункеров) военного назначения и рассчитано на высокую производительность при температурах окружающей среды до +51,7 C. В прототипе применен трубчато-пластинчатый испаритель от установки управления микроклиматом на R134a холодопроизводительностью 17,5 кВт. Использование CO2 обеспечило прирост производительности (по сравнению с R134) на 40 %. Коэффициент производительности установки на CO2 оказался примерно на 30 % выше, чем у кондиционера на R134a со сходными характеристиками, и на 20 % выше, чему у устройства на R410A. Кроме того, прототип оказался на 60 % легче и на 40 % компактнее аналога на R134a.

В начале 21-го века широкое распространение в Японии, а затем и за ее пределами получили бытовые тепловые насосы «воздух – вода» на CO2, работающие в транскритическом холодильном цикле.

На нагрев воды до 90 °C тепловой насос тратит на 66 % меньше электроэнергии, чем электрический водонагреватель. За счет использования хладагента с низким ПГП, низкого энергопотребления и возможности нагрева воды без сжигания ископаемого топлива, тепловые насосы «воздух – вода» на CO2 практически не наносят вред окружающей среде.

Весьма перспективным направлением использования тепловых насосов на CO2 является их применение вместо электронагревателей в качестве источника тепла для абсорбционных осушителей.

Транспортное кондиционирование

На сегодняшний день разработан полный комплект компонентов для автомобильных систем кондиционирования, использующих CO2 в качестве хладагента. В 2004 году демонстрационный автомобиль с кондиционером на CO2 прошел испытания в условиях города и автомагистралей в Фениксе (штат Аризона), где температура достигает 43 °С. В 2009 году при сотрудничестве американской и немецкой компаний была разработана первая в Северной Америке полностью электрифицированная холодильная система на углекислом газе для комбинированных и электроприводных междугородных автобусов.

В Европе широкому внедрению автомобильных кондиционеров воздуха на CO2 способствует принятая ЕС Директива MAC, запрещающая использовать в таких кондиционерах фторсодержащие хладагенты с потенциалом глобального потепления (ПГП), превышающим 150. На сегодняшний день практически все крупные европейские автопроизводители объявили о переходе на использование CO2 в системах кондиционирования новых автомобилей.

 

 

 

Оставьте комментарий
captcha
О НАС

Подготовка специалистов для климатического, холодильного и строительного бизнеса.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Для тех, кто заинтересован регулярно (не чаще 1 раза в 2 недели) получать наши новостные рассылки