Озонобезопасность, потенциал глобального потепления: дебаты вокруг регламента ЕС по Ф-газам
К озоноразрушающим веществам относятся наиболее распространенные в холодильной технике хладагенты. Их озоноразрушающая активность определяется наличием атомов хлора в молекуле и оценивается потенциалом разрушения озона ODP.
По степени озоноразрушающей активности хладагенты делятся на две группы:
хладагенты с высокой озоноразрушающей активностью (ODP³l,0) — это хлорфторуглероды (ХФУ или , по международному обозначению, CFC) Rll, R12, R13, R113, R114, R115, R502, R503, R12B1, R13B1 (или иначе CFC11, CFC12, CFC13 и т.д.) и др.;
хладагенты с низкой озоноразрушающей активностью (ODP<0,1) — это гидрохлорфторуглероды (ГХФУ или , по международному обозначению, HCFC) R21, R22, R141b, R142b, R123, R124 (или иначе HCFC21, HCFC22, HCFC14lb и т.д.) и др.
Все хладагенты, не содержащие атомов хлора (фторуглероды FC, гидрофторуглероды HFC, углеводороды НС и др.), считаются полностью озонобезопасными (ODP=0). Таковыми являются хладагенты R134, R134a, Rl52a, R143a, R125, R32, R23, R218, R116, RC318, R290, R600, R600a, R717 (аммиак) и др.
В апреле 2022 года Европейская комиссия опубликовала проект новой редакции Регламента ЕС по фторсодержащим парниковым газам (Ф-газам), предусматривающий более строгие ограничения в отношении гидрофторуглеродов (ГФУ) по сравнению с действующими нормами.
В частности, документ определяет перечень гидрофторуглеродов, попадающих под государственный контроль. В их числе – дифторметан, декафторпентан, трифторметан, фторметан, гексафторпропан. Ежегодный объём их ввоза, производства и использования в промышленности будет постепенно сокращаться. Так, с 2022 года он не должен превышать 46,2 млн т, с 2024 года – 31,6 млн т, с 2029 года – 14,6 млн т, с 2034 года – 9,7 млн т. С 2036 года и далее этот показатель не должен превышать 7,3 млн т. Таким образом, потребление гидрофторуглеродов за эти годы сократится на 85%.
Производители компонентов для холодильной техники, систем кондиционирования воздуха и тепловых насосов призывают европейских чиновников, обсуждая пересмотр действующего Регламента по Ф-газам, уделять больше внимания эффективности оборудования, а не воздействию хладагентов на окружающую среду.
В частности, проект предполагает запрет использования ГФУ с потенциалом глобального потепления (ПГП) выше 150 в сплит-системах для кондиционирования воздуха и тепловых насосах, чья мощность не превышает 12 кВт, с 1 января 2027 года. Это означает, что производители будут вынуждены применять в новых изделиях хладагенты с ПГП, близким к нулю, а именно — углеводороды, CO2 или гидрофторолефины (ГФО). Кроме того, с того же дня предполагается запретить использование хладагентов с ПГП выше 750 в новых системах мощностью более 12 кВт. Также предлагается повысить темпы сокращения производства и потребления ГФУ, приведя их в соответствие с требованиями Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу.
На уровне правительств проект одобрен большинством стран-членов ЕС, однако ряд представителей холодильной и климатической индустрии считает предложенные в нем меры нереалистичными, как с точки зрения темпов развития технологий, так и с точки зрения количества специалистов, которых требуется обучить и сертифицировать для работы с новыми хладагентами.
Так, в Ассоциации европейских производителей холодильных компонентов ASERCOM настаивают, что, с учётом величины вклада, который индустрия отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и охлаждения (HVACR) может внести в декарбонизацию экономики, важно не забывать о действительном уровне развития существующих технологий и реальных возможностях индустрии ускорить темп сокращения выбросов.
Новая электрифицированная экономика, к которой мы стремимся, способная воспользоваться преимуществами безуглеродного производства электроэнергии, будет более эффективной, если будут возможности для производства энергопотребляющих продуктов (ErP). На первом месте на данном этапе должна быть эффективность, и лишь затем – воздействие хладагентов на атмосферу, и никак иначе.
Мазини признал, что ЕС усердно работает в обоих направлениях, но добавил: «Возможно, там упускают из виду ключевое значение доступности продуктов и технологий для достижения поставленных целей».
И хотя значительное число стран Европы выступают против того, чтобы сделать проект менее амбициозным, Европейская комиссия считает необходимым продолжить обсуждение его ключевых положений, таких как график введения ограничений для различных категорий оборудования, а также введение и стоимость квот на ГФУ.
Кроме того, поступают предложения по дополнению проекта, расширяющие область применения Регламента на природные хладагенты.
Судя по всему, пленарное голосование по вопросу принятия новой редакции Регламента по Ф-газам состоится не ранее апреля 2023 года. Тем не менее, с учетом графика ограничений, начало очередного этапа которого запланировано на 1 января следующего года, страны ЕС заинтересованы в том, чтобы новый Регламент вступил в силу уже в текущем году.
Источник: ozoneprogram.ru